понедельник, 9 мая 2011 г.

День Победы

Этого праздника нет в календаре той страны, в которой я сейчас живу. Всё логично и понятно – не может быть он для Германии праздником, этот день. Официально отмечается так называемый «День освобождения», отмечается в день подписания капитуляции Гитлеровского режима, т. е. 8 мая, а не 9-го, как мы привыкли с детства, как празднуют здесь все выходцы бывшего Советского Союза, как празднуют или пытаются праздновать на территории того же бывшего Союза.

День Победы



Ежегодно, по сложившейся традиции, 8-го мая на Восточном кладбище города Лейпцига проходят торжественные возложения венков к могилам погибших от рук национал-социализма во время Второй Мировой войны. В процессии принимают участия представители всех государственных консульств, расположенных на территории Лейпцига, благотворительные и общественные организации, национальные общины, журналисты. Патронаж осуществляет городская администрация Лейпцига во главе с обер-бургомистром города.





Сыны десятков национальностей и народов нашли свой последний приют под кронами раскидистых елей, лип и буков, погибшие в лагерях, на принудительных работах, госпиталях и во время боев. Многие государства и страны увековечили здесь память своих соотечественников, установив мемориальные кресты, стелы и монументы. Есть увековеченные захоронения, произведенные и на частные пожертвования и на пожертвования от благотворительных фондов.



Эти фотографии я снимала в прошлом году на 65-летие со дня Победы над фашисткой Германией. В этом году я не стала брать с собой громоздкую камеру, все равно там работали профессионалы, которые позже поделятся со мной отличными снимками.

После возложения венков, опять же по сложившейся традиции, Российское консульство в Лейпциге (о котором я расскажу как-нибудь позже отдельно) устраивает прием в честь праздника Победы, чествуя ветеранов, с непременной концертной и обеденной программой. В прошлом году всем ветеранам, живущим на вверенной консульству территории, были также вручены медали к 65-летию Победы. Вглядитесь в них, оставшихся в живых.





















Когда я в ужасной суматохе при полном скоплении народа фотографировала на чествовании наших ветеранов, стараясь запечатлеть их по-возможности всех и крупным планом, то беспокойные и невеселые мысли сами собой лезли в голову, не позволяя полностью сосредоточиться на настоящем моменте. Меня, то уносило в будущее, когда я думала, все ли из них доживут во здравии до следующего года, до следующего праздника Победы, то внезапно откатывало как волной в прошлое, когда я представляла на их месте своих дедушек и бабушек.

Бабушки.
Мамина мама, имя которой я ношу и с которой мне не довелось увидеться в этой жизни, была ещё очень юной, чтобы уйти на фронт. А папина мама всю войну простояла за операционным столом военного госпиталя в Ташкенте. И наград у нее было как у боевого офицера.

Дедушки.
Мамин папа, дипломированный преподаватель русского языка и литературы закончил свою войну в Берлине, за взятие которого (и других населенных пунктов и проведенных боев) имел награды и свидетельства к ним. И все эти награды и свидетельства я собственноручно отнесла в Музей боевой Славы при нашей школе (ну почему родители мне разрешили это сделать?), где они благополучно канули без следа в Лету. А дедушка после контузий, полученных на войне, больше никогда уже преподавал.
Папин папа, репрессированный и разжалованный в 1937 году, был отправлен на фронт старшим фельдшером в штрафной батальон. 28 января 1944 года пропал без вести под Винницей. Три года тому назад нам с братом наконец-то удалось найти документ, а именно «Информацию из донесения о безвозвратных потерях», подтверждающий местонахождение его военной части во время последних боев. Но, как ответила нам на официальный запрос администрация района, его имя не значится в списках военных, захороненных в братских могилах. Без вести и без могилы. Приходя каждый год на Восточное кладбище Лейпцига к могилам неизвестных Советских солдат и офицеров, я как будто прихожу проведать могилу своего родного деда.



Деда был посмертно реабилитирован в 60-е годы прошлого столетия. А моего брата родители назвали в дедушкину честь и сегодня, 9 мая, у братика как раз день рождения. Поэтому в нашей семье 9 мая – не только Праздник Победы в войне, это еще и символ Победы Жизни. Я поздравляю тебя, мой дорогой и любимый. Будь здоров, удачлив и счастлив. Мы с тобой!

Сколько бы ни слушала песню Семена Слепакова «День Победы», вынуждающую и смеяться, и плакать одновременно, не могу выключить ее на середине, обязательно дослушаю до конца. То ли это - смех сквозь слезы, то ли наоборот – слезы сквозь смех. Не согласна с некоторыми комментариями там – это не черный юмор, это, к сожалению, жизнь сейчас такая. Зато согласна с другими – лучше так шутить, чем вовсе молчать.
Низкий Вам поклон, наши деды!

12 комментариев :

  1. у нас тоже на одного дедушку «информация из донесения о безвозвратных потерях», и только в прошлом году узнали плюс минус где погиб. но, нет ни могилы...

    вечная память всем дедушкам и бабушкам, которые отдали свои жизни за освобождение родины, и долгих лет жизни оставшимся ветеранам.

    ОтветитьУдалить
  2. Все-таки ветераны там и тут выглядят очень по-разному. И у ветеранов, живущих в Германии, намного больше шансов дожить до следующего года, чем у наших.

    ОтветитьУдалить
  3. Mietta, случайно подсказали добрые люди, где в интернете можно искать информацию и пропавших и погибших. А сейчас этот сайт не работает почему-то. Жаль...

    feles, смотрю я на них, людей с подорванным уже здоровьем, на первый взгляд немощных и слабых. А стоит заиграть вальсам или танго военных лет – не узнать наших ветеранов. Танцуют все. Сколько в них энергии, сколько задора и озорства. Вот про кого говорят – душой молодые.

    ОтветитьУдалить
  4. Не могу понять, куда делись вчерашние комментарии.
    У меня на майле есть, а в блоге - испарились.
    Повторюсь:

    Mietta, случайно подсказали добрые люди, где в интернете можно искать информацию и пропавших и погибших. А сейчас этот сайт не работает почему-то. Жаль...

    feles, смотрю я на них, людей с подорванным уже здоровьем, на первый взгляд немощных и слабых. А стоит заиграть вальсам или танго военных лет – не узнать наших ветеранов. Танцуют все. Сколько в них энергии, сколько задора и озорства. Вот про кого говорят – душой молодые.

    ОтветитьУдалить
  5. наверное на блогспоте были какие-то неполадки, или чего-то там делали. я в четверг с утра не могла зайти к себе в блог, а в пятницу - целый день...

    мы и нашли эту инфу на таком сайте, но без каких-либо подробностей. только знаем область, где пропал без вести, а до этого даже и этого не знали. ведь раньше нужно было ехать-искать по архивам туда, откуда призывали и времени на это у родителей не было. папа всегда хотел узнать, где погиб его отец. и в прошлом году мы через один сайт наконец-то нашли хоть какую-то информацию.

    ОтветитьУдалить
  6. иден,
    я сейчас тоже проверяла у меня в блоге мои ответы на комментарии на прошлой неделе - и их нет! точно помню, что была в здравом уме :)) и писала в четверг людям ответы, а сейчас зашла в блог и их там нет. дааа, неполадочки были, значит, у блогспота...

    ОтветитьУдалить
  7. Mietta
    У тебя ссылка на этот сайт сохранилась? Где вы данные о деде искали? Можешь прислать? Спасибо заранее. Архивы – это дело серьезное и долговременное. Там одним запросом не отделаешься, там планомерный поиск нужен. А если он (архив) за тысячи километров от тебя…

    Хорошо, что хоть эти серверные неполадки только последних комментов коснулись. Будем надеяться.

    ОтветитьУдалить
  8. Прочитала с большим интересом! За фотографии спасибо. А медали действительно жаль, у мамы однажды просили медали продать за большие в то время деньги (в начале 90-х), но разве можно продать нашу память и победу.

    ОтветитьУдалить
  9. pchelka, полностью согласна, продать – рука бы никогда не поднялась. А ведь мы в детстве нашем октябрятско-пионерско-комсомольском верили, что страна наша незыблема, а с ней незыблемы и памятники истории и культуры. «Ничто не вечно под луной». Обидно и до боли жаль...

    ОтветитьУдалить
  10. иден,
    я спрошу сестру и потом тебе тут черкну.

    ОтветитьУдалить
  11. иден,
    вот тут:

    http://obd-memorial.ru/

    мы нашли информацию о дедушке.

    ОтветитьУдалить
  12. Да,Mietta, спасибо.
    Я тоже именно на этом сайте нашла.
    У меня только расширенная ссылка была, которая сейчас не отвечает (http://www.obd-memorial.ru/Memorial/Memorial.html). А когда просто сайт набираешь, то все получается.
    Спасибо тебе ещё раз, что не забыла.

    ОтветитьУдалить